Валерий Мирошников

Запах детства и свадебный венец

Кое что о запахах, природе детства и волховских премудростях

Мы плохо помним детство, потому что в детстве нам приходили большие мысли - о жизни и смерти, о встрече и разлуке, о дружбе и вражде, о маме, о том, наконец, «откуда я появился». В нашу сегодняшнюю голову такие мысли не влезают - разве что «купить-продать», «уплатить по кредиту», «растянуть до получки». Ребенок без устали может носиться по двору дотемна, а взрослому надо преодолеть себя, чтобы выйти на пробежку. Это потому - что ребенок не бегает просто так - он всегда бежит куда-то, его влечет интерес, и он-то и придает маленькому человеку бесконечную энергию. Ему интересно, у него все впервые, и каждый жучок на листочке - не просто жучок, а творение Божие, и не просто по листочку он ползет, а по Вселенной. Конечно, такие большие мысли - о смысле жизни и о том, чем завтра отличается от вчера, взрослому уже не приходят - не приходят вообще, поэтому не приходят и из памяти. Детство всегда с нами и в нас, но заслонено от нас сегодняшними хлопотами, т.е. нами же самими.

«Эх, - думаешь иной раз, - сейчас бы найти машину времени да вернуться в детство - хоть на часок!» И вспоминаешь, что в детстве тоже мечтал найти машину времени, чтобы посмотреть в будущее - т.е. на себя, который есть сейчас. И чего интересного?

А машина времени все-таки существует. В традиции индейских шаманов линии Кастанеды описана техника перепросмотра - вспоминания прошлого с целью освобождения задействованной в нем энергии. Т.е. практически возвращения в детство - и в самом воспоминании, которое надо пережить как действительное, и в восстановлении состояния детства - умения думать большими мыслями и удивляться миру. Эта свобода в отношениях со временем (совершенно реальная) становится затем одной из основ магических возможностей шаманов, но для нас сейчас важно другое - для перехода перепросмотра из формальной стадии в действительную важно событие, которое у шаманов получило название «проводник». Проводник - это воспоминание настолько мощное, что воспринимается как происходящее заново. У Кастанеды ничего не говорится про то, как достичь проводника, сам он пережил его случайно. А я хочу обратить внимание на особенность человеческого восприятия, которая может облегчить эту задачу. Причем, оказывается, что наши волхвы, в отличие от мексиканских шаманов, знали про эту возможность и активно использовали ее.

Образ, хранящийся в нашей памяти, содержит зрительный ряд, звуковую дорожку, голос за кадром (мысль), но еще - запахи, вкусы и ощущения осязания. Эти последние значительно отличаются от первых - они невербальны. Со зрением у нас связана привычка читать слова, со слухом - говорить и слушать, внутренний монолог не останавливается ни на секунду. Но запах, вкус и ощущения тела свободны от заслоняющих реальность слов. Запах - это просто запах, и поэтому он имеет прямой доступ в кладовую образов. Даже такой момент: зрение и слух для восприятия информации сформировали достаточно сложные органы - глаз, ухо, и воспринимаемая ими информация не поступает в сознание напрямую, а обрабатывается специальной программой распознавания образов.  Но обонятельные клетки - это просто периферические клетки мозга. Мы нюхаем мозгом.

Я обратил внимание (так скажем, мое внимание обратили), что самые яркие воспоминания, вырывающие из будней повседневности и уносящие в детство - начинаются с запахов. Ты идешь по улице после дождя, и вдруг запах цветущей липы подхватывает тебя и уносит в прошлое. Или в трескучий мороз вдруг настигает запах дыма от топящейся бани. А знойным и душным городским летом треск мотокосы вдруг перебивается запахом свежескошенного сена. И вот ты снова в деревне в у деда с деревянными, ручной работы, граблями.

Такой же эффект может быть от вкуса молока с малиновым вареньем или маминой выпечки, но едим мы недолго, а запахи с нами всегда, их воздействие непрерывно. Они смешиваются, сочетаются или противоборствуют, образуют целые симфонии. У каждого места свой неповторимый набор запахов, который точно отличает его от других мест на планете, но и у каждого мгновения тоже. И к каждому событию в памяти мы можем мгновенно получить доступ через комбинацию запахов, которыми оно сопровождалось. Правда к этим запахам надо отнести и собственные запахи человека, отражающие его эмоциональное состояние. Также это состояние оказывает влияние на чувствительность обоняния.

Вот говорят - мысли в воздухе носятся. А ведь это так. Есть, конечно, и тонкоматериальная составляющая, но значительная часть каждой мысли - ее запах. Говорят, что деньги не пахнут. Да, не пахнут, зато пахнет жадность. Гнев пахнет адреналином, а любовь - феромонами. Любое чувство сопровождается химической реакцией, которая изменяет состав пота. Это прекрасно чувствуют собаки, пчелы, и это знают светские львицы, скрывающие свои истинные мысли под изысканными ароматами. А дезодоранты в таком почете, потому что не все в порядке с внутренним миром.

Большое значение запахам придавали наши предки. Если вы вспомните историю Радомира и Любомилы из книги Мегре, то в проекте Родового поместья сочетанию запахов и их изменению  в течение суток и времен года уделялось очень большое внимание. И квинтэссенцией запахов Родового поместья становился венок, который невеста одевала на голову жениху во время обряда венчания. К этому мигу юноша подходил в состоянии творца, бога, влюбленного в свою прекрасную богиню, и запах венка запоминал навсегда. И, как это было просчитано мудрыми волхвами, с тех пор каждый миг запах Родового поместья возвращал юношу в это состояние творящей любви. Такова одна из простых, как детство, тайн этого великого обряда. И искусству правильно сплести венок для венчания учили девушек волхвы и ведуньи. Кстати, вы помните, что над молодыми супругами обязательно Создатель слезу свою ронял теплым грибным дождем. И он вкладывал этим свою лепту в то, чтобы сделать этот миг незабываемым - ведь после дождя воздух чище, и все запахи ощущаются острее.

Чтобы облегчить воспоминание детства (т.е. путешествие во времени) нужно уделить внимание и остальным органам чувств. Лучше, если не будет вокруг звуков искусственного мира, естественные звуки - пение птиц, шелест листвы, стрекотание кузнечиков, далекий гром - гораздо больше подходят для воспоминаний. Они полнее в своем спектре звучания и более интересны нашему сознанию, более им воспринимаются и запоминаются. Также способствуют появлению воспоминаний виды природы - лесов, полей, моря, облаков, закатного или рассветного солнца. Почему закатного? Да потому что днем на солнце не очень-то посмотришь, а в памяти с ним связано многое - ведь это самое яркое и запоминающееся явление в нашем мире. А игра солнечных лучей на глади озера или в листве березы также невыразима словами, как запах пыльцы и вкус меда. Прекрасно возвращает в детство ощущение горящих от мороза щек, а иногда - сырости в сапогах. А иногда - найдешь свою старую армейскую шинель - и снова мыслью окажешься в Улан-Баторе.

Наше тело - это машина времени. Оно уверенно движется по его течению, а может и создает его. Оно может вернуть нас назад, вспомнив былые ощущения. А при определенной чистоте и тренированности, способно перенести и в будущее. Особенно легко это происходит в Родовом поместье. Ведь, также как при возвращении во времени мы опираемся на запах, мы можем опереться на него и двигаясь в будущее. Родовое поместье тем и отличается, что сохраняет свой облик в веках по замыслу создателя. А если и меняет, то не радикально, а соответственно природным законам и родовым обычаям. Значит, наши мечты могут быть такими же путешествиями в будущее, как воспоминания - в прошлое.  


Читайте из этой серии
 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: